|
Главная » 2013 » Январь » 10 » У.Кочкоров, депутат фракции «Ата Журт» в ЖК: «Возникает угроза территориальной целостности Кыргызстана»
|
|
|
|
|
|
OnLine-версия выходит с ноября 2007 г. |
2013 » Январь » 10 - 11:58 |
|
10 Января 2013 У.Кочкоров, депутат фракции «Ата Журт» в ЖК: «Возникает угроза территориальной целостности Кыргызстана» | 11:58 |
- Улугбек мырза, 5 января возник конфликт между жителями села Чарбак Кыргызстана и анклава Сох Узбекистана. Хотя формальной причиной возникновения конфликта является электрификация пограничной заставы в Чарбаке, но известно о глубоких корнях этой проблемы. Не послужили ли причиной нерешенные пограничные вопросы за 20 лет независимости?
- Люди, глядящие на карту, могут подумать: «Жители анклава Узбекистана Сох, Таджикистана Чарку, Ворух полностью зависят от нас». Но в действительности местность, на которой расположены эти три анклава, ровная, сплошь равнинная земля. Мы спускаемся с кыргызских сел, расположенных в холмах и пригорках, и наталкиваемся на анклавы. У нас нет окружных дорог. Вблизи Соха есть наше село Божой, у него вообще нет дорог. Окрестности – сплошные горы. В полной изоляции находится также село Сай. По верхней окраине анклава Ворух имеется наше пастбище Аксай. Когда гонят скот на джайлоо через Ворух, тамошние местные жители просто открывают ворота и заводят себе по 2-3 скотины. Дойдешь до джайлоо, пересчитаешь скот, убеждаешься в нехватке 30-40 баранов. Никто не может разыскивать их. Снова входя через Ворух, переживают (потому что поймают и ругаются), люди удовлетворяются тем, что прошли анклав благополучно, с тем и остаются. Ворухцы грузят наш плодородный чернозем с пастбищ машинами, отвозят к себе на приусадебные участки, вырубают прекрасные ели, строят такие дома, какие кыргызы не могут позволить себе. Если так будет продолжаться дальше, то через 5-10 лет мы не сможем подниматься на свои пастбища. В Ворухе проживает 30-40 тысяч человек. На участках в 4-5 соток живет по 4 семьи. Хотят женить детей, отделить их, да земли нет. Поэтому я нисколько не усомнюсь, если даже таджикские или узбекские власти дают им тайные указания в смысле: «Вы по возможности захватывайте приграничные земли, решайте свои вопросы».
Поэтому мы уже два года просим: «Постройте простую каменистую дорогу у подножия гор». Мы вносили это в бюджет 2011 года, но не решилось по причине отсутствия денег. В союзные времена мы не придавали значения, считали себя одним народом, одной страной. Но после получения республиками независимости эти анклавы превратились в головную боль. К примеру, если расстояние между анклавами Чорку и Ворух составляло 4,5 км, то оно все больше сокращалось, и сейчас между ними осталась земля меньше1 км. Если же сольются оба анклава, то население в 120 тысяч человек в Лейлекском районе, городе Сулюкте останется в изоляции. Я об этом уже говорил президенту и премьеру, подаю и в письменном виде. Пока не решится этот вопрос, ситуация будет день ото дня только утяжеляться как раковая опухоль.
Тотчас по выходе из анклава Сох находится кыргызское село Таян. В 2010 году узбекские пограничники большой группой вошли на нашу территорию, преграждали дорогу машинам. В прошлом году здесь прошел сель, я поехал узнать о положении народа, выяснилось, что пограничники с ранее стоявшего места поднялись еще выше на 400-500 м. Вовремя не решенные вопросы сейчас дошли до состояния неразрешенности. Я удивляюсь, что наше правительство остается безразличным к решению таких стратегических вопросов. То ли оно не осведомлено о здешних проблемах, то ли не хочет знать о них, не знаю… Когда клочок кыргызской земли переходит к другому государству, мы поднимаем ради политики шумные скандалы. Но почему-то не хотим обращать внимания на ежедневно уходящие из наших рук земли, да и решать не хотим. В 2011 году был принят закон об укреплении границы, предоставлении особого статуса приграничным селам, их развитию. На основании этого закона была принята государственная программа. Рассмотрены мероприятия по ее реализации. В 2012-2013 годах должен был претвориться в жизнь ее первый этап. Но в 2012 году мы не предусмотрели ни одной копейки из бюджета. Вот 27 декабря при рассмотрении бюджета 2013 года я снова и снова твердил: «Вы и в этот раз не предусмотрели ни одной копейки на исполнение государственной программы, укрепление границы, развитие сел в тех местностях», но несмотря на это закон (о бюджете) был принят. Итак, и в следующем году не предусмотрены деньги для решения данных вопросов. Меня такие вещи крайне огорчают. Власть должна была обратить особое пристальное внимание на вопросы, связанные с территориальной целостностью Кыргызстана, национальной безопасностью.
- Теперь перейдем к инциденту в селе Чарбак…
- В середине декабря была открыта пограничная застава Чарбак. Туда поехал сам премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев и открыл ее. Потом строители вели работы по обеспечению этой заставы электричеством. Я сам еще не побывал там, но ко мне поступили две противоречивые информации. Одни говорят: «Наши протянули электролинии от высоковольтной линии Узбекистана». Другие говорят: «Электрические столбы установили в местах, не проясненных и не уточненных с Узбекистаном». Жители таджикской национальности из анклава Сох, недовольные установлением столбов в не уточненных и до сих пор не проясненных местах (90% жителей анклава Сох составляют таджики), пришли и повалили столбы. Потом при их попытке вхождения на заставу пограничники были вынуждены стрелять в воздух с целью остановить людей. Узбекская сторона говорит: «Трое наших граждан получили ранения», но даже если это так, то наши пограничники действовали в рамках закона. Дело в том, что пограничная застава входит в ряд особо охраняемых объектов, там хранится оружие. В особенности при вхождении граждан другой страны с агрессивным настроем и нападением, пограничники имеют полное право использовать оружие. 4 января пограничники Узбекистана, говоря: «Пересек границу», застрелили нашего гражданина, хотя он ни для кого не представлял угрозы и не нападал на пограничников. Просто пристрелили его как собаку. По сравнению с ними наши пограничники действуют в рамках закона.
Конфликт главным образом начался из-за этого. После чего жители Соха вошли в село Чарбак, обрушили и повалили электрические провода. Потом вошли в дома, разгромили стоявшие во дворах машины, не успевших сбежать людей избивали и увели в Сох. У некоторых сломаны ребра, у кого-то лица и головы в синяках, сотрясение мозга.
Здесь есть двоякий вопрос. Самые первые социальные вопросы: земля, вода, рабочие места, использование пастбищ, пересечение границы, которые не решаются ни с нашей, ни с другой стороны. За 20 лет мы не смогли сесть за один стол как хорошие соседи, родичи, установить хорошие отношения, в особенности с Узбекистаном. Жители Соха полностью выпасают скот на наших пастбищах. По нашим законам, для пользования пастбищами надо составить международное соглашение между Узбекистаном и Кыргызстаном. Раз это пастбище нужно Узбекистану, им следовало бы придти, составить соглашение: «На пастбище в год пасется столько-то голов нашего скота, заплатим столько-то денег за каждую голову животного». А они не сделали так. Однако поскольку жизнь жителей Соха связана с животноводством, выпас скота на пастбище стал их самой главной проблемой. Если мы не позволим им пользоваться пастбищем, то они перекроют дорогу, замучают, не пропуская, население обеих сторон претерпит трудности. Вот почему руководители власти обоих государств должны сесть и решить эти вопросы.
- После проведения двухдневных переговоров взятые в заложники наши граждане освобождены, ситуация стабилизировалась. Но вопросы, ставшие причиной конфликта, так и не решились?
- Мы удовольствовались тем, что: «благополучно освободили наших ребят, взятых в заложники». Конечно, хорошо, что конфликт не разросся, и решился. Но мы же должны придавать значение глубинным корням вопроса. Жители Соха вошли в наше село с нападением, устроили беспорядки, нанесли материальный ущерб селу, инфраструктуре. Сейчас в селе Чарбак нет света и воды. Потому что сохцы вырвали и выкинули водоводы, подводящие воду, электрические столбы. Большинство народа в страхе думает: «Не нападут ли еще раз?», жители не могут попасть в свои дома, находятся в бегах. Остановилась жизнь целого села. Это равносильно нападению на другое государство. Если мы будем закрывать глаза на другие вопросы, удовлетворенно думая: «благополучно освободили своих ребят», то вполне вероятно возникновение завтра еще более масштабного конфликта. Поэтому необходимо воспринимать это как проблему государственного масштаба, постараться разрешить данную проблему. По имеющейся у меня информации, Узбекистан ставит перед нами условие: «Дайте нам коридор от Соха до Риштана». Но если мы дадим коридор, тогда Баткен, Лейлекский район, город Сулюкта, половина Кадамжайского района полностью станут анклавом.
- Как действовала местная власть во время конфликта?
- Они действовали по мере своих возможностей. Но не смогли проявить оперативность, мобильность. Чарбакцы позвонили мне: «Это событие случилось 5 января в 4 часа дня, а аким Баткенского района приехал 6 января в 3 часа дня». Говоря другими словами, приехал спустя сутки. А губернатор и тогда еще не поехал. Но я получал информацию, в это время губернатор, местные руководители МВД, ГКНБ были в Сохе, проводили переговоры там.
- Вы присоединяетесь к мнению, что в таких случаях на областное руководство нужен решительный человек как Мамат Айбалаев?
- Да, нужен решительный человек. Мы иногда проявляем страх, пугливость. В то же время от власти есть указание: «Не идите на сильные действия, не обостряйте ситуацию». Вы сами знаете, в мае 2011 года местное население собралось, они за руки вывели через границу узбекистанских сотрудников, разрабатывающих в массиве Бургонду Кыргызстана нефтяные и газовые скважины. Тотчас из Белого дома позвонили местной власти с указанием: «Успокойте народ, пусть не вмешивается в вопрос». Центральная власть сама с головой не входит и не решает вопросы, и не поддерживает попыток местной власти, предлагающей: «Давайте решим».
- А как должен действовать парламент?
- Мы, Жогорку Кенеш, приняли закон, утвердили государственную программу. Ее исполнение – на шее правительства. Но, к сожалению, уже два года мы принимаем бюджет, правительству следовало бы обеспокоиться: «На нашей шее висит одна такая программа, за ее неисполнение завтра мы вполне можем понести ответственность», и внести мероприятия в бюджет. Но оно не внесло их. А депутаты завтра должны снова пойти на выборы. Каждый депутат старается создать условия для получения себе голосов, решив какой-то вопрос в своем регионе. Говорят: «Построю школу в своем селе, заасфальтирую дорогу, построю больницу». Не у всех болит голова по вопросу государственного значения. Ну а нам в любом случае надо решить вопрос с границей с соседями. Без этого возникает угроза территориальной целостности Кыргызстана. Это чрезвычайно опасное обстоятельство…
Газета «Учур» № 52 от 10.01.2013 / стр. 3
Источник новости |
Категория: Политика |
Просмотров: 831 | Добавил: -VoVaN- |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|