|
Главная » 2012 » Октябрь » 17 » Далеко не правда, когда говорят, что мы богаты полезными ископаемыми
 |
 |
 |
 |
 |
 |
OnLine-версия выходит с ноября 2007 г. |
2012 » Октябрь » 17 - 08:36 |
|
17 Октября 2012 Далеко не правда, когда говорят, что мы богаты полезными ископаемыми | 08:36 |
Орозбай Алагушевич, мнение общественности о развитии горнодобывающей сферы страны не едино, а порой и противоречиво. Что, по Вашему мнению, является этому причиной?
- За последние 10-15 лет мы побывали в сотнях сел республики по делам геологической службы. Мнение простого народа, несомненно, одно: «Побыстрее использовать существующие залежи». Так как единственной причиной бедности является безработица, около миллиона наших молодых граждан выживают за рубежом. Поэтому рабочие места нужны нашему государству как воздух и вода.
Раньше горнодобывающие города Сулюкта, Кызыл-Кия, Таш-Кумыр, Кок-Жангак развивались за счет добычи угля. В послевоенный период были построены Хайдаркан, Кадамжай, Каджисай, Мин-Куш, Актюз, Майлы-Сай и другие городки, которые оказали большое влияние на образ жизни, культуру и образование народа. Конечно, перечисленные города сегодня страдают. На сегодняшний день добыча полезных ископаемых во многих случаях создает много противоречий. Во многих случаях их создают представители местной власти и верховных политиков. К этому прикладывают свою руку и нанятые иностранные экологи и члены НПО.
Думается, что эти «геологи-патриоты», защищающие генофонд этих диких животных, не хотят осознавать того, что генофонд кыргызской нации находится под угрозой.
Учитывая тяжелую проблему бедности, очень важно взять в руки горнодобывающую и геологическую промышленность, называемую «локомотивом экономики», для создания тысяч рабочих мест. «Рудник» - это «место концентрации природных минеральных веществ, пригодных для добычи и приносящих экономическую пользу». По всему миру миллионы геологов десятилетиями ведут поиски рудников самыми различными методами. Но из них только один или двое (на свою удачу) находят возможное месторождение, которое может стать местом добычи полезных ископаемых только через 5-10 лет трудоемких разведочно-розыскных работ. Только после этого можно сказать, что был найден рудник.
В нынешнее время существует лишь считанное количество рудников, пригодных к освоению. «Наша страна очень богата полезными ископаемыми, здесь есть все элементы таблицы Менделеева, существует более тысячи рудников ценных металлов» - такие слова общественности очень далеки от действительности. По сравнению с соседними странами, наша страна очень бедна по готовым к добыче рудникам. К примеру, в Кыргызстане существует около 38 геологических объектов, где, возможно, есть золотые запасы. Согласно геологической разведке в этих местах сосредоточено более 2 тонн золота. Из них приблизительно в 18 месторождениях сосредоточено не менее 20 тонн железной руды. В остальных 10 месторождениях добыча полезных металлов может не окупиться. Из упомянутых 38 месторождений только 15 были включены в баланс государственной комиссией по полезным ископаемым и отмечены как 1250 тонн. Из них 717 тонн принадлежат месторождению «Кумтор», а остальные 533 тонны относятся к 23 месторождениям, которые отнесены к категории «возможные». Так как ценность этих месторождений находится под большим сомнением, требуется провести дорогостоящие геологические разведочные работы.
Посредством розыскных работ, финансированных иностранными инвесторами, за последние 15-20 лет, было утверждено качественное и количественное описание ряда месторождений, что повысило их стоимость. Все это было связано с тем, что многие иностранцы скрытно прибыли в страну после введения «Кумтора» в действие. Ранее неизвестные мелкие рудники превратились в крупные и средние. Например: «Чаарат» в Чаткале, «Талдыбулак» в Таласе и др. В Кадамжайском районе открылся ранее неизвестный рудник «Шамбисай».
В общем, из 38 месторождений: 20 лет назад ставший готовым к добыче «Кумтор», «Жеруй», «Талдыбулак Левобережный»; 6 лет назад – «Андаш»; затем достаточно разведанные за последующие годы и готовые к работе «Тоголок», «Угкурташ», «Иштамберди» и «Бозумчак». Исследование ценности и рентабельности остальных 30 месторождений требует миллионов долларов на тщательную геологическую разведку. Поэтому привлечение огромных инвестиций для поиска геологических месторождений должно стать стратегическим направлением государства.
- Как обстоят дела с геологоразведочными работами за последние два года послереволюционного периода?
- Не ошибусь, если скажу, что, к сожалению, в последние два года после апрельской революции работа геологов постоянно встречает на своем пути препятствия, и будущее горнодобывающей промышленности и разведочно-розыскных работ по существующим месторождениям находится под угрозой. Это могут почувствовать только геологи, которые работают над улучшением сложного экономического состояния. В последнее время в общественности, особенно среди политиков, ложная информация стала весьма популярной. Как уже было сказано, такие ложные идеи, как: «наша страна очень богата полезными ископаемыми, а иностранные инвесторы, бесплатно получив разрешение, по своему желанию распоряжаются продажей полезных ископаемых и получают от этого выгоду», стали инструментом политических сил. Тем не менее, два-три года назад количество лицензий на горнодобывающую деятельность превысило тысячу. Однако 95% из них были бесплатно выданы для целей поиска месторождений на территориях, где была вероятность нахождения полезных ископаемых (по нормам законодательства того времени). Годных месторождений, отвечающих целям иностранных инвесторов, не было найдено, так как вся территория уже была исследована советскими учеными. К примеру, в нашей долине весьма сомнительно то, что можно отыскать месторождения урана, нефти или газа. Поэтому бесплатные лицензии нужно безостановочно выдавать тем, кто хочет искать и найти такие месторождения. Именно такие лицензии насчитываются сотнями, и никакого вреда от них пока мы не потерпели. Короче говоря, за последние 10-12 лет десятки инвесторов исследовали на собственные средства многие территории нашего государства, собрали новую информацию о строении земли, возможном существовании или отсутствии полезного ископаемого и, тем самым, пополнили геологический фонд. В общем, на это было затрачено не менее 250 млн. долларов. Это нельзя назвать плохой работой. Если сравнить с затратами государственного бюджета, за последние 10 лет на эти цели было затрачено всего 350 млн. сом. И в выдаче тысяч лицензий на исследование территорий нет большой трагедии.
К сожалению, в последние годы на основе проверки всех лицензий были прекращены сотни работ, и десятки инвесторов покинули страну. Однако за упущение миллионов инвестиций никто не отвечает. Верховные чиновники до сих пор не отказались от проверки лицензий. На самом деле считается, что месторождения, ставшие готовыми к освоению 20 лет, «Жер-Уй», «Левобережный Талдыбулак» и пару других месторождений обслуживаются верховными властями, смешанными с коррупцией.
Негативные мнения о лицензиях возникают по причине незнания особенностей геологической работы и точной информации о залежах ископаемых. Отсутствие компетенции в геологическом агентстве еще раз было доказано на аукционе, впервые проведенном в данной сфере. Информация о проведении аукциона по двенадцати месторождениям оглашалась в средствах массовой информации в течение нескольких дней до его начала. Однако наши «патриоты» привели к срыву этого аукциона. Из 12 месторождений только два с натяжкой можно действительно назвать месторождением: часть угольного месторождения «Акулак» и часть добычи песка вдоль реки, где обнаружено мелкое золото в гравии. Остальные 10 «лотов» это места геологической разведки вдоль рек, где возможно может быть найдено мелкое золото. К сведению граждан и политиков, из всего количества лицензий на геологические разведывательно-розыскные работы толь 1-2% могут стать действительными. Поэтому протесты о продаже месторождений полезных ископаемых немыслимы и напрасны. Это скорее не патриоты, а наоборот враги, которые наносят вред международному имиджу страны.
Основной деятельностью Агентства по геологическим и минеральным ресурсам является геология. Однако после смены политической системы, могущественная фракция «Республика», посчитав эту отрасль «прибыльной», возглавила геологическое агентство и назначила специалистов по первичной консервации и по расходам. Вместо того, чтобы восстановить работу агентства, они привели его к пропасти. Недавно по назначению нового премьера был утвержден новый специалист для управления добычей и поиском полезных ископаемых. Конечно, существует большая разница между инженером по добыче горных полезных ископаемых и геологом-инженером по поиску полезных ископаемых. Тем не менее, специальность данного руководителя была довольно близка к геологии, по сравнению с предыдущими специалистами. Есть два условия того, что новый руководитель сумеет освоиться на своей должности: первое – освоение сферы геологии и соответствие ожиданиям геологов, второе - неприятие существующей в стране коррупционной системы.
Вполне возможно выполнить первое условие. А второе условие весьма сомнительно. Так как выход власти из «грешной» коррупционной системы, складывавшейся в течение многих лет, станет непомерным испытанием. Все же, есть надежда на то, что он пройдет это испытание, хоть и с большими потерями. Насколько мы слышали, ему в этом помогут его воспитание, культура и «чистый» жизненный путь. Также считаем, что опорой также может послужить поддержка премьера, так как, по всей видимости, глава Правительства выполняет хорошую работу в «больной» горнодобывающей сфере.
- Каково Ваше мнение по поводу шума вокруг «Кумтора»?
- Существуют объективные и субъективные причины этого «шума». Объективной причиной является первое соглашение государства по Кумтору, а также коррупционная реструктуризация «Центерры». Второй объективной причиной является то, что еще не принято действенной меры по проблеме хранения отходов. Ошибка в том, что эти остатки сосредотачивались на ледниках. Утверждение о том, что это обязательно приведет к экологической катастрофе, ошибочно. Если приняты соответствующие меры, то можно предотвратить негативное воздействие на природу.
В то же время было совершено много перечисленных упущений по причине недостаточного технического надзора государством, при исполнении проекта «Кумтор» с нашей стороны. Поэтому обвинение только иностранной стороны будет совершенно неправильным. Всегда нужно точно учитывать все стороны проблемы.
К субъективным можно отнести следующие причины. Самым большим недостатком наших высокопоставленных политиков является то, что они смешивают обоснованные подозрения с необоснованной, сомнительной клеветой и эмоциями и зарабатывают себе политические очки. К примеру, один известный политик еще до начала работы проверяющей комиссии заявил: «Требуем иностранцев заново заполнить карьер полезных ископаемых, восстановить большую гору». Второй политик не раз заявлял: «Власти выдали комбинату 16 тыс. га земли через коррупционные схемы, на этой территории лежат сотни тонн золота». Непрофессиональные граждане вполне могли поверить таким заявлениям.
На самом деле этот участок был выдан не для добычи полезных ископаемых, а для геологического исследования на их наличие. В данном случае, если бы это было подтверждено, то для разведочных работ потребовались бы сотни миллионов долларов. А известная иностранная компания «Кумтор» пробурила десятки скважин, потратив миллионы долларов, и не почувствовала даже запаха золота.
По словам геологов, в нашей стране невозможно найти второй «Кумтор». Возможно, таковой имеется в природе, но для его поиска необходимы огромные средства. Средства, потраченные на геологические работы, вложены наудачу и во многих случаях оказываются пустыми. Можно привести много подобных примеров. В связи с нынешней политической нестабильностью, ни один инвестор не пойдет на такой шаг. Поэтому нет оснований обвинять «Кумтор» в добыче полезных ископаемых.
Для обвинения руководства «Кумтора» есть два основания. Первое – сбор отходов добычи на ледниках, второе – рискованное состояние отходных хранилищ. В то же время почему к этому привел и орган по техническому надзору за добычей? Необходимо выявить виновных. Необходимо рассмотреть первый проект по хранению отходов и тщательно проверить его исполнение. Возможно, больших недостатков по конструкцию хранилища не будет, однако может быть выявлено несоответствие количества отходов показателям, указанным в проектном документе. Поэтому необходимо вовремя построить второе хранилище. Расширение действующего – очень рискованное занятие. Этот аспект также упущен с нашей стороны.
«Ядовитые вещества попадают в реку Нарын» - так можно утверждать только на основе проведенного анализа проб. Сравнение проб можно сделать только после их изучения в разных лабораториях, и только потом считать это утверждение объективным достоверным фактом. Заявление жителей Нарына: «Кумтор должен возместить отравление нашей долины ядовитыми веществами», также не соответствует логике. Здоровье нельзя променять на деньги. Поэтому эти пробы должны систематически браться с разных участков течения, в разное время и в разных условиях, и должны быть тщательно изучены, и после этого нужно выносить определенное решение. Можно предположить, что такие заявления, основанные на сплетнях, нацелены на сеяние паники среди народа. Например, такое заявление: «Ядовитое вещество попадает и в озеро Иссык-Куль», непостижимо для умов тех людей, которые осведомлены о путях скопления и передвижения воды. Сейчас мы думаем, что Правительственная комиссия, работающая по вопросу «Кумтора», выдаст объективное заключение вне политики.
Источник: Эркин Тоо, №91 (2241) от 16.10.12, стр. 7
Источник новости www.gezitter.org |
Категория: Политика |
Просмотров: 798 | Добавил: -VoVaN- |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|