|
Главная » 2012 » Октябрь » 12 » Подбросить угольку?
|
|
|
|
|
|
OnLine-версия выходит с ноября 2007 г. |
2012 » Октябрь » 12 - 16:36 |
|
12 Октября 2012 Подбросить угольку? | 16:36 |
Раньше в Кыргызстане добывалось 7-8 миллионов тонн угля в год. При Союзе республика держала четвертое место по запасам и его добыче после России, Украины и Казахстана. На каком месте она находится сейчас страшно даже предположить.
Который год вокруг угля в республике разгораются нешуточные страсти. Борцы за сохранность госимущества пытаются добиться национализации месторождений, тем самым препятствуют добыче топлива. Сама отрасль находится в тупиковой ситуации: топлива достаточно, но реализовать его проблематично, так как вразрез постановлениям правительства закупающие предприятия отказываются от местного угля.
Тлеющие угли
Готовясь к предстоящему отопительному сезону ОАО «Электрические станции» заблаговременно провело тендер на поставку 200 тысяч тонн местного топлива. Безоговорочным победителем стал консорциум компаний во главе с государственным предприятием «Кыргызкомур». Поставщик предложил за тонну каракечинского угля 2 тысячи 350 сомов, ташкумырского - 2 тысячи 400.
Согласно постановлению правительства от 24 апреля ГП «Кыргызкомур» должно обеспечить своевременное и в полном объеме исполнение графиков поставки местного угля для топливных баз, а также совместно с угледобывающими предприятиями обеспечить ТЭЦ Бишкека. Отечественные поставщики с радостью приняли заказ и были готовы с опережением завершить поставку. Следует отметить, что ежегодно им приходится с боем увеличивать объемы поставок. Так, в 2011-м теплоцентраль приняла только 150 тысяч тонн местного угля.
Несмотря на договор с закупающей стороной, поставщики продолжают испытывать трудности. Независимый эксперт топливно-энергетического комплекса Расул Умбеталиев рассказал ИА «24.kg», что ТЭЦ Бишкека намеренно не принимает уголь из южного региона. «Под разными предлогами топливо не допускают. Лаборатория выносит абсурдные, противоречивые заключения. Зольность ташкумырского угля составляет 8-10 процентов, а по данным экспертизы - 40 процентов. Кроме того, фактическая калорийность равна 5 тысячам 700 килокалориям, но в заключении стоит 4 тысячи 900. При высокой влажности уголь не может быть таким калорийным. Эксперты сами себе противоречат. Кроме того, для завоза местного угля поставщики вынуждены платить откаты. За тонну угля с них требуют $1. На ТЭЦ творится хаос, и никто не может его остановить», - пояснил Расул Умбеталиев.
Генеральный директор ГП «Кыргызкомур» Асанбек Молдокеев подтвердил, что сложности есть. «Исходя из бюджета «Электрических станций», обычно мы устанавливаем цену за тонну ташкумырского угля 2,4 тысячи сомов. Многие годы его перевозят с юга на бортовых машинах. Однако в этом году закупающая сторона искусственно ввела запрет на эти машины. Их не принимают на ТЭЦ. Нам приходится перегружать топливо, заново проходить весовой контроль, в итоге увеличиваются расходы. В то же время «Электрические станции» задолжали нам за уголь 115 тысяч сомов», - пояснил Асанбек Молдокеев.
Он отметил, что каракечинский уголь поставлен с опережением графика. «Мы могли бы уже завершить отгрузку ташкумырского топлива, если бы не существующие преграды. На сегодня мы поставили только 18 тысяч тонн из установленных 50 тысяч. В то время как уголь из Казахстана поставляется слабо, нам ставят препоны. Мы должны успеть завезти весь объем, пока открыт перевал Тоо-Ашуу. Потом это будет проблематично», - сказал Асанбек Молдокеев.
Бортанули
В том же постановлении правительства черным по белому прописаны обязательства сторон. «Рекомендовать ОАО «Электрические станции» осуществлять оплату за уголь не позднее 30 дней со дня поставки, а также погасить задолженность перед угольщиками, образовавшуюся в 2011-2012 годах», - говорится в документе.
На деле же заказчик не может расплатиться с поставщиком, хотя тот завершил работу раньше установленного с опережением графика. Угольщикам важно завершить отгрузку до наступления отопительного периода, в противном случае его могут внести в черный список и отказаться от дальнейшего сотрудничества. А закупающей организации, похоже, по договору не предусмотрено штрафных санкций за его невыполнение.
«Это же «Электрические станции», - риторически отметил Асанбек Молдокеев.
Электрические станции» разъяснили ИА «24.kg» сложившуюся ситуацию. Перевозка угля с ташкумырского разреза на бортовых машинах с прицепами и крытыми фурами является нарушением требований тендерной документации и договорных обязательств. «10 апреля была достигнута договоренность, что весь объем угля должен прибыть на ТЭЦ на самосвалах. Никто из присутствующих руководителей угольных предприятий, в том числе Асанбек Молдокеев, не возразил против этого пункта. Кроме того, он был указан в договоре, который Молдокеев подписывал, следовательно, был заранее уведомлен», - пояснили в компании.
Запрет на перевозку угля бортовыми машинами связан с тем, что подобный транспорт приходится разгружать вручную, на это требуется 3-5 часов. Для этого можно привлечь наемных рабочих, но согласно предписанию ГКНБ на территорию ТЭЦ нельзя допускать посторонних лиц. Кроме того, автомобильные весы на теплоцентрали не рассчитаны на такой транспорт из-за его нестандартных габаритов. «С борта грузчики лопатами не могут укладывать уголь в штабели. Рассыпанное топливо приходится дополнительно штабелировать экскаваторами. Также при въезде на территорию ТЭЦ бортовые машины наносят вред воздушным коммуникациям», - обосновывают запрет «Электрические станции».
Что ж причин для запрета много, а содействия отечественным угольщикам не предпринято никаких. Руководство ТЭЦ Бишкека неустанно напоминает, что не может перевести теплоцентраль на местный уголь, так как она спроектирована под казахстанское топливо.
Базар цену скажет Однако Казахстан не заинтересован продавать уголь Кыргызстану. Заместитель генерального директора ОАО «Электрические станции» Абдылда Исраилов отметил, что для ТЭЦ столицы нужно 300 тысячи тонн импортного угля. «Для компаний РК это небольшой объем, поэтому там не горят желанием поставлять нам твердое топливо. Мы заинтересованы стать независимыми. Но с отечественным топливом возникают технические проблемы. Для сжигания 50 тысяч тонн каракечинского угля нужно использовать 6 миллионов кубометров газа. Шабыркульское топливо горит без мазута и газа», - отметил он.
Тем временем спрос на отечественный уголь не падает ни у местного населения, ни у Таджикистана. Его охотно покупают даже по высокой цене. В настоящее время стоимость сулюктинского угля в Баткене доходит до 14 тысяч сомов за тонну, ташкумырского - до 4,8 тысячи. «Спрос высокий, поэтому и растет цена. Однако депутаты предлагают ввести запрет на вывоз топлива в соседние страны и снизить цену для местного населения. Как в таких условиях выжить предприятию? Тем более что соседи покупают штыб (мелкий уголь). Реализовать его в Кыргызстане не получается, так как население его не покупает, а на ТЭЦ Бишкека сложно доставить», - пояснил ИА «24.kg» заместитель гендиректора ГП «Кыргызкомур» Арстанбек Абдиев.
Тем временем «Кыргызкомур», вынужденный игнорировать мораторий на вывоз угля в соседние страны, ведет переговоры с Китаем по разработке угольных месторождений. Угольщики как могут поддерживают добычу топлива, налаживают экспортные поставки, находят инвесторов для развития отрасли. Но им продолжают перекрывать кислород.
Источник новости www.24kg.org |
Категория: Экономика |
Просмотров: 1053 | Добавил: -VoVaN- |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|